|
Политические события 1990-1991 годов привели к серьезной трансформации газеты: в 1991 году "За коммунизм" превращается в газету радикально левой ориентации "Новый день". Открыто поддерживает ГК ЧП, а после его поражения решает сменить и ориентацию, и название. Проводится конкурс на редактора и лучшее название для газеты. С сентября 1991 года газета выходит под названием "Тольятти сегодня", подчеркивая этим свою периодичность и непричастность к теперь запрещенной (коммунистической) партии. Редакцию возглавляет Андрей Уланов. Новая направленность газеты - газета для всех. В № 1 целая полоса посвящена событиям 19-21 августа в восприятии литераторов, политиков, общественных деятелей. В редакционном материале объясняется закрытие "Нового дня". Через несколько номеров в очерке Риммы Козаковой события августа 1991 года оцениваются как новое рождение страны. В это время газета уже имеет свою выработанную политику: "Мнения редакции могут не совпадать с мнениями авторов". Газета реализует программу издания "для всех". Печатает экономические материалы о бирже, экономические программы. Появляется газета в газете - "Драндулет" - для автолюбителей. Печатаются новости разных сфер жизни, уголовная хроника. "Вал преступности" - выражение, впервые появившееся на страницах газеты. Газета прекратила свое существование по решению суда в 1997 году. Освободившуюся нишу впоследствии заняла городская газета "Площадь свободы". Но в течение семи лет газеты сосуществовали вместе.
В связи с "третьим рождением" города Ставрополя-на-Волге, теперь уже центра автомобильной промышленности, под новым именем Тольятти, возникает еще одно издание. В августе 1969 года начинает выходить газета "Волжский автостроитель". Появление данного издания было вызвано необходимостью обслуживать информационные потребности конкретной аудитории - работников автогиганта (ВАЗа). История газеты очень напоминает судьбу первой многотиражной газеты "Гидростроитель". "Волжский автостроитель" возникает как заводское многотиражное издание, задачи которого состоят в "оперативном информировании коллектива предприятия о происходящем в других подразделениях и во всей корпорации в целом, объяснение рабочим целей и задач, стоящих перед заводом, снятие социального напряжения, конфликтных ситуаций посредством комментариев, разъяснений". Постепенно интересы учредителя и издателя начинают распространяться за пределы заводской тематики и заводской аудитории. На протяжении нескольких десятилетий редакцией предпринимаются различные шаги в направлении превращения узкоспециализированного издания в издание, имеющее статус, близкий к городской газете. Информационная политика газеты в настоящее время строится на следующей концепции: "информирование аудитории о политических и экономических изменениях, о новостях в социальной, бытовой и других сферах жизни города и страны". Опасения вызывает тот факт, что редакция не скрывает своей главной цели: "формирование положительного имиджа предприятия в глазах его работников, жителей города, партнеров…, повышение рейтинга завода". По сути являясь корпоративным (PR-изданием), "Волжский автостроитель" пытается распространить сферу своего информационного внимания и влияния на весь город.
В течение 1989-1990 годов одна за другой появляются несколько газет общественно-политического характера: "Хроника", "Молодежный акцент" (газета, сыгравшая важную роль в становлении молодежной прессы г. Тольятти) и другие. Появление "Молодежного акцента" так же, как и всех предыдущих изданий, было закономерно. Строительство Волжского автомобильного завода, возведение "нового города" (точнее нового района - Автозаводского) стало причиной притока из разных городов большого количества людей, средний возраст которых составлял 30 лет. Вполне естественно, что у молодежи города были вопросы, которые требовали ответов, и проблемы, ждущие решения. Столь большая целевая аудитория не могла остаться без собственного печатного издания. "Молодежный акцент", возникший во время активной перестройки общества, не мог остаться в стороне от злободневных проблем. Многие материалы, публикуемые в нем носили острый и злободневный характер.
Новые политические и общественные процессы конца 80-х - начала 90-х годов требовали от периодической печати новых подходов в их освещении. Главная городская газета г. Тольятти - "За коммунизм", находившаяся в критическом положении, естественно, не могла мгновенно перестроиться, чтобы соответствовать новым условиям жизни. Требовалось новое издание, которое смогло бы освещать события, происходящие в городе и стране, с новых позиций. Таким изданием стала городская газета "Площадь свободы". В первые годы своего существования она сыграла решающую роль в изменении сознания горожан. Газета, учрежденная горкомом партии, сразу противопоставила себя газете "За коммунизм". Редактор "Площади свободы" сразу отделил ее от газеты "За коммунизм", назвав органом Совета народных депутатов, т.е. другой ветви власти. В № 1 была дана полная программа: "говорить только правду, не подстраиваться под мнения партий, публиковать разнообразные материалы, в т.ч. о жизни церкви, увлечениях, чудачествах, новых партиях и их лидерах, молодежных субкультурах, мнения, критика и предложения читателей". Сразу была сделана ставка на плюрализм и многообразие. Даже название газеты должно было "работать" на информационную политику: оно указывало читателям на связь с жизнью города, центра и акцентировало внимание на слове "свобода" (помимо указания на главную в административно-управленческом смысле площадь города). Первые номера газеты выходили не регулярно, часто не имели датировки, но выражали яркую индивидуальность газеты. Часть материалов предлагалась самими читателями. На страницах газеты высказывались порой парадоксальные точки зрения на известные события, проблемы, деятельность коммунистов с точки зрения демократов.
В краткой исторической справке, не претендуя на полноту и глубину исследования, мы обозначили наиболее важные моменты возникновения и становления городских печатных СМИ г. Тольятти до 1991 года. Такой обзор был необходим, чтобы наглядно продемонстрировать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность развития городской периодической печати теми событиями, которые происходили в стране и имели непосредственный выход в историю города. Закономерное появление периодических изданий было гарантом их востребованности, а при правильно выбранной информационной политики - успеха и общественной значимости. Именно этим, а не только жесткой информационной политикой государства, можно, на наш взгляд, объяснить отсутствие в указанный период "газет-однодневок". Данная тенденция ломается после 1991 года: появление многих изданий оказывается случайным, не связано с историческими событиями, не вызвано общественной потребностью, поэтому их возникновение в большинстве случаев проходит незаметно, судьба оказывается недолговечной, они не играют столь важного значения в общественной жизни города.