
фото Reuters
24.09.2009 18:00
Соответствующая договоренность достигнута с профсоюзами, – сказал «Эхо Москвы» сотрудник пресс-службы "АвтоВАЗа" Игорь Кротов.
"Как ожидается, "АвтоВАЗ" в течение этого и следующего года могут покинуть 13 тысяч сотрудников, достигнувших пенсионного возраста. Будет предложено уволиться также людям предпенсионного возраста - это около 5,5 тысяч работников Этим категориям работников будут выплачиваться корпоративные пенсии и выходные пособия, которые предусмотрены коллективным договором", - пояснил он.
Напомним, сейчас на заводе работают 100 тысяч человек, и раньше предполагалось сократить 36 тысяч.
Крупнейший российский производитель «АвтоВАЗ» был когда-то одной из ведущих компаний в своей отрасли, но за минувший год стал аутсайдером.
Еще полтора года назад руководству «АвтоВАЗа» рисовались вполне радужные перспективы. Вместе с компанией Renaut, которая купила блокпакет акций крупнейшего отечественного автопроизводителя, «АвтоВАЗ» планировал приобрести российские заводы по сборке BMW и Hummer и в итоге заткнуть за пояс всех конкурентов. Но, грянул кризис, оказалось, что колосс автопрома стоит на глиняных ногах. Возникли трудности со сбытом машин – Волжский автозавод трижды повышал цены, в результате объем продаж резко сократился. Доходы предприятия за три квартала 2008 года упали более чем в 9 раз. Это привело к тому, что Новый год «АвтоВАЗ» встретил с остановленным конвейером – собранные ранее автомобили так и оставались на складе, производить новые было невыгодно. Вынужденные каникулы затянулись до начала февраля. Потом конвейер запустили, он проработал 4 дня и вновь остановился – теперь уже из-за конфликта с поставщиками. Дело в том, что львиную долю закупок «АвтоВАЗ» оплачивал векселями, а поставщикам были нужны живые деньги. Спор уладили, но к тому времени автопроизводитель уже погряз в долгах и они все росли. Чтобы свести концы с концами, «АвтоВАЗ» ввел режим жесткой экономии – машины в зависимости от модели производили только несколько дней в неделю, а сотрудники предприятия работали по сокращенному графику и соответственно за меньшую зарплату. Но в конце марта ситуация стала критической, и на помощь «АвтоВАЗу» пришло государство. В Тольятти приехал лично Владимир Путин. Премьер-министр поддержал отечественного производителя, купив «Ниву» и бросил «АвтоВАЗу» спасательный круг, который обошелся в общей сложности в 25 миллиардов рублей.
В Самарской области возрастает социальное напряжение в связи с предстоящими массовыми сокращениями на "АвтоВАЗе", - заявил «Эхо Москвы» председатель свободного профсоюза Петр Золотарев.
"Общественные работы, которые были объявлены, плохо организованы. Там не хватает даже инструментов, которые необходимы для выполнения этих работ", - сказал он. По словам, П.Золотарева, также не хватает мест для всех желающих, причем членов профсоюза "Единство" намеренно "терроризируют" и не предоставляют им возможность работать. "Некоторые работники говорят, что им предлагают на "АвтоВАЗе" выполнять ту же технологическую работу за меньшую стоимость - 4 500 рублей за 80 часов, естественно, рабочие отказываются от такой оплаты", - добавил он.
Профсоюзный лидер добавил, что желающих устроиться на общественные работы уже целая очередь.
Ситуация под контролем. Около 9 тысяч трудоспособных рабочих "АвтоВАЗа" будут заняты на временных работах, - заявил «Эхо Москвы» сотрудник пресс-службы правительства Самарской области Сергей Филиппов.
Филиппов отметил, что к 2012-му году около 6 тысяч трудоспособных работников с большей долей вероятности будут вновь востребованы на "АвтоВАЗе". Это станет возможным в связи с предполагаемым запуском новой линии вместе с компанией "Рено".
Проблемы "АвтоВАЗа" – свидетельство того, что принятая программа по оздоровлению этого предприятия неразумная и неправильная, - такое мнение в эфире "Эхо Москвы" высказал бывший министр труда Оксана Дмитриева. По ее словам, "АвтоВАЗу" нужны не субсидии, а государственный заказ.
"Совершенно было очевидно с самого начала, что автомобильная промышленность не является той отраслью, где у нас есть определенные приоритеты и потенциал, поэтому изначально вложения в "Автоваз" имели исключительно социальную направленность, то есть они имели смысл в том, чтобы сохранить рабочие места и дать возможность людям работать", - подчеркнула она и добавила, что "по "Автовазу" госзаказ был возможен: есть возможность по служебным автомобилям, есть возможность по предоставлению автотранспортных средств тем категориям, которые в них нуждаются". Комментируя ситуацию с безработицей, О.Дмитриева подчеркнула: "Я не верю в то, что у нас было сокращение безработицы в августе". По ее мнению, это невозможно "при сокращающемся промышленном производстве и при данных о снижении заработной платы". "В августе месяце у нас по промышленному производству падение по сравнению с июлем, параллельно данные о сокращении в августе по сравнению с июлем номинальной заработной платы на 300 рублей", - проинформировала она.
Дмитриева добавила, что для обеспечения предприятия госзаказом есть все необходимые условия – и законы, и мощности.