Звонит в редакцию пенсионер. Обижен на отечественный автопром. Хотел сдать "по путинской программе" свою старенькую машину и купить новую. Перед этим долго прикидывали в семье, какую брать. Остановились на самой дешевой - вазовской "пятерке". Полтораста тысяч минус пятьдесят... Сумма в остатке для пенсионеров, конечно, тоже немалая, но решили, что такой шанс упускать нельзя.
Обратились в "Кузбасс-Ладу", а дилер говорит: "Сожалеем, но "пятерок" нет и не будет..."
Между тем, в программе субсидированных продаж заявлен весь модельный ряд АвтоВАЗа. Видно, совсем промотался автопром в Тольятти, если даже льготные схемы сбыта, поддерживаемые государством, для него чересчур обременительны. Как говорится, не требуйте от нас невозможного, лучше просто помогите материально.
Но Волга не последний рубеж российского автопрома. Репутацию отечественного автомобилестроения готов спасти, но уже на Неве, руководитель группы "Онэксим" Михаил Прохоров. Отсель на базе завода "Яровит" в Петербурге он намерен начать производство российских машин ориентировочной стоимостью в 360 тысяч рублей. Да не просто гольф-класса, а электромобилей!
Что-то даже и не припомнится другого такого крупномасштабного проекта в России, чтобы с нуля, да на деньги олигарха. Причем Прохоров обещает порадовать автолюбителей уже через 3-4 года.
Тут же нашлись неверующие. Пишут, что у нас нет ни уникальных технологий, ни редкоземельных металлов для промышленного производства аккумуляторных батарей необходимой мощности, ни сети электрозаправок. А ведь еще нужны сервисная и дилерская службы. Тут дел лет на десять-двадцать.
Поэтому, считают они, Михаил Прохоров просто желает подыграть премьеру и президенту в их политике "принуждения олигархов к инновациям и нанотехнологиям". А на самом деле глава "Онэксим", скорее всего, ищет у правительства снисходительного отношения к своим активам в традиционных отраслях. Да и сам олигарх как-то невпопад заявил в Томске на федеральном заседании Комиссии по модернизации, что через пару лет представит стране альтернативный автомобиль, только уже на жидком газе.
Но, между прочим, Прохоров один из немногих в российском списке "Форбс", кто известен своими вложениями в хай-тек: в пионерное для страны производство светодиодов и разработку водородного двигателя. Кому же верить, как не ему? Приходится верить. Потому что, если большие деньги не придут в большие высокотехнологичные проекты, станет очевидным: постсоветская экономическая модель сильно уступает "госплановской". И за что боролись?
Советская-то власть денег "на прогресс" не жалела. Как ни странно, того требовала конкуренция. Рынком тогда и не пахло, но конкуренция была. Да еще какая! Называлось это соревнованием двух социально-экономических систем и сверхдержав. Кто, в итоге, проиграл в битве миров, хорошо известно. Однако неоспоримо и другое: СССР являлся одним из лидеров в гонке технических идей и промышленных достижений. Благодаря вот этой самой конкуренции. И, кстати, далеко не только в специфичной сфере "оборонки".
Вы будете смеяться, но еще в конце 70-х годов тот же АвтоВАЗ преуспел в конструировании... электромобилей. Разумеется, в стране, где и обычные-то "Жигули" можно было купить только по талону, в массовую серию эти машины не пошли. То был просто наш очередной ответ (на всякий случай) на проекты зарубежного автопрома, спровоцированные энергетическим кризисом 1973 года. Убедились, что можем не хуже и даже лучше, и ограничились экспериментальным выпуском нескольких десятков электромобилей различных модификаций. Некоторые из них даже поработали на тольяттинской почте и на Московской Олимпиаде - как "сюрприз советского автопрома"...
И что любопытно, по воспоминаниям ветеранов автозавода, лицензия на производство электрофургона ВАЗ-2301 (в первоначальной заводской индексации ВАЗ-2702) позже была продана одной из кузбасских фирм. Вполне возможно, что эта документация пылится в каком-нибудь сейфе в Новокузнецке. Так и невостребованное напоминание о том, что однажды у нас уже была великая технологическая революция.
Александр Денисов
http://www.kuzrab.ru/">«Кузнецкий рабочий»