На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

тольятти

352 подписчика

ОЧЕРК – Тольятти замер в ожидании увольнений

Глеб Столяров

МОСКВА/ТОЛЬЯТТИ (Рейтер) – Пятидесятилетний Александр Афанасьев боится, что его товарищ в день зарплаты встретит его в подъезде с ножом, чтобы отнять деньги. Но он не параноик. Он – слесарь сборочно-кузовного производства тольяттинского автогиганта «АвтоВАЗ», готовящего массовые увольнения.

«Я даже боюсь предположить, что может быть», – говорит он.

«АвтоВАЗ», страдающий из-за резкого снижения спроса на его автомобили, почти весь 2009 год работал в сокращенном режиме, а в августе был вынужден остановить конвейер. С сентября он работает вполсилы. Недавно был подписан приказ об увольнении с 14 декабря 4 997 человек, а на прошлой неделе компания объявила, что сократит в целом 27 600 сотрудников.

Экономика Тольятти, «автограда» с населением 730 000 человек, 100 000 из которых пока работают на «АвтоВАЗе», почти полностью зависит от автогиганта.

«Вот посмотрите, – говорит сотрудник центра занятости Тольятти, показывая на пухлую стопку бумаг у него на столе, – это списки тех, кто будет уволен по сокращению штатов, и пока в них нет ни одного сотрудника «АвтоВАЗа».

Рабочие «АвтоВАЗа» уже сейчас не могут купить то, на что хватало денег до кризиса. «Было в магазине 25 касс. Чтобы их обслуживать, нужны были 25 человек, теперь так много уже не надо, кассиров сокращают. И так везде», – продолжает сотрудник службы занятости.

За помощью в центр занятости уже обратились 12 000 человек. Но предложить им нечего: осталось 1 400 вакансий, и это в основном места школьных учителей и врачей, рассказала замдиректора центра занятости Татьяна Меркулова.
Год назад ситуация была обратная: на 2 000 безработных приходилось около 6 000 вакансий.

А центр занятости уже готовится к наплыву уволенных с «АвтоВАЗа», штат центра скоро вырастет на 50 человек. От 7 000 до 9 000 подлежащих увольнению с завода работников – люди трудоспособного возраста. «Я не знаю, что мы будем делать», – вздыхает Меркулова.

С ПОМОЩЬЮ КУВАЛДЫ...

«АвтоВАЗ», построенный в 60-е годы прошлого века, это не автозавод в западном понимании, лишь собирающий автомобиль из привозных комплектующих. Варят, красят и собирают Lada на сборочно-кузовном производстве, в котором работает лишь пятая часть всего штата, поэтому менеджеры завода обижаются, когда производительность труда «АвтоВАЗа» сравнивают с показателями европейских концернов. У «АвтоВАЗа» есть свои металлургическое и прессовое производства, он сам выпускает пластиковые детали и двигатели.

Аккуратный, полностью автоматизированный цех сварки Lada Kalina резко контрастирует с огромным прессовым производством, в котором есть как автоматизированные линии штамповки, установленные в 80 и 90-е годы, так и неавтоматические прессы 60-х годов. Рабочий руками берет лист металла и кладет его под гигантский пресс. «По технике безопасности, чтобы запустить пресс, нужно нажать двумя руками на две кнопки, – рассказал бывший рабочий этого цеха, – но было всякое – одну кнопку спичкой заткнул – и вперед. Многие покалечились».

Шутка о том, что при сборке Lada активно используется кувалда, недалека от истины – на главном сборочном конвейере почти у каждого рабочего кроме основного инструмента есть молоток.

«ТЫСЯЧ ВОСЕМЬ ГРЯЗНЫМИ»

Работники «АвтоВАЗа» уже понимают, что времена настали тяжелые, но серьезность положения до конца не осознали, а некоторые о массовых сокращениях даже не слышали. «А мы такого еще не знаем! А что, такое будет что ли?», – удивляются рабочие сборочного конвейера.

«Тысяч восемь грязными» вместо обычных 20 000 получит 29-летний рабочий конвейера Александр Борисов, снимающий квартиру за 4 000 рублей и содержащий жену с грудным ребенком. «Остаются копейки, и вот тянешь. На день рублей 100, а то и 80», – говорит он.

Столько же получит рабочий сварочного цеха 32-летний Рамиз Абдулгалиев. Он тоже единственный кормилец в семье, жена ждет второго ребенка. «Что делать, даже не знаю, и работу тяжело найти в городе», – говорит он.

Власти организуют в Тольятти общественные работы. Например, за работу дворника платят 4 300 рублей в месяц. Официальный профсоюз «АвтоВАЗа» – АСМ – предлагает увеличить эту сумму до 6 000 рублей, сказал председатель профсоюза АСМ Николай Карагин. Но пока сокращенный работник «АвтоВАЗа», работающий дворником и получающий пособие по безработице, может рассчитывать на 9 000 рублей в месяц.

Другой вариант подработки – такси. В Тольятти услуги такси всегда были очень дешевыми из-за того, что работники завода «калымили» в свободное от работы время, а месяц назад цены упали еще на 15 – 20 процентов. Получается, что такси уже с успехом заменяет общественный транспорт. «Но если все уйдут в таксисты, кого мы тогда возить-то будем?», – замечает рабочий «АвтоВАЗа» Алексей, получивший «шашечки» на свою Lada Kalina месяц назад.

«ВИТРИНЫ БИТЬ НЕ БУДУТ»

Массовых волнений в Тольятти ничто не предвещает, да и внешне город почти не изменился. Вечером в недорогом ресторане японской кухни трудно найти свободное место. Правда, среди посетителей вряд ли есть рабочие «АвтоВАЗа». «Вы что, в какой ресторан, об этом только мечтать!", – удивилась вопросу работница цеха сварки 26-летняя Елена Кузьмина.

Руководители «АвтоВАЗа» о возможных беспорядках говорят неохотно. После вопроса об этом в разговоре с замдиректора по персоналу сборочно-кузовного производства Владимиром Новиковым повисла тяжелая пауза. «Мы работаем для того, чтобы этого не допустить, – наконец решился он. – Трудно сказать, что может, а что не может быть».

Беспорядков не обещает и лидер независимого вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. На 17 октября профсоюз запланировал митинг, на котором «рабочие решат, что делать дальше». «Найдутся инструменты, чтобы... заставить работодателя согласиться с нашими аргументами», – сказал он, но не стал уточнять, что имеет в виду.

Его коллега Карагин, в профсоюзе которого состоит большинство работников завода, идею акций протеста не поддержал: «Это неконструктивный сейчас подход, лучше все-таки находиться в диалоге», – говорит он.

Рабочие, несколько тысяч из которых в начале этого года вышли на митинг в поддержку решения о введении повышенных пошлин на иномарки с лозунгами: «Мы – за Путина, мы – за автопром!", – протестовать, тоже не рвутся.

«Даже не знаю, разве мой голос что-то решит?», – спрашивает Абдулгалиев. «Думаю, наше начальство нас не бросит в беде и предоставит рабочие места, и мы также будем работать, – надеется Кузьмина. – Даже пока не задумывалась, потому что пока работаем».

У опытных рабочих настрой серьезнее. «Если потеряю работу, обязательно пойду защищать свои права», – говорит не представившийся мастер прессового производства «АвтоВАЗа».

«До битья витрин дело не дойдет», – уверен чиновник мэрии, пожелавший остаться неназванным, «они (рабочие «АвтоВАЗа») уже для себя все решили: если станет совсем плохо – перекроют трассу М5, но витрины бить не будут».

(Редактор Антон Зверев)

наверх