На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

тольятти

352 подписчика

На пороге жигулевских тайн

Почувствовать себя Индианой Джонсом в Жигулях может каждый: чуть-чуть фантазии, минимум знаний об истории родного края, физическая подготовка и, самое главное, – любовь к приключениям. Этого вполне достаточно для того, чтобы вернуться домой с трофеем времен палеозоя или артефактом, к которому прикладывал свою императорскую десницу сам Петр I.

КОГО ПРОГОНЯЛИ С ЛУКИ?

Сто раз можно проехать через плотину ГЭС мимо до боли знакомой панорамы Жигулевских гор, а не спустишься к их подножию у обратной стороны Могутовой горы (той, что не изгрызена карьерами), так и не побываешь хоть в буквальном, хоть в фигуральном смысле на пороге жигулевских тайн, которые вот уже миллионы лет хранит Самарская Лука.

Наш сегодняшний маршрут начинается именно здесь – на берегу Волги у подножия горы Могутовой. От асфальтовой площадки, за которой установлен запрещающий для автотранспорта знак, идем по тропе вдоль реки в сторону морквашинского дачного поселка. Дорога, сдобренная рыхлым и мокрым от прошедшего ночью дождя известняком, выглядит не очень живописно. Слева – щебневые карьеры с ржавыми остатками какой-то техники. Справа – отвесные скалы, поросшие разнолиственным лесом: просто удивительно, как умудряются удерживаться на каменных склонах не только тоненькие березки, но могучие дубы.

– Не смотря на то, что высота Жигулевских гор немногим больше трехсот метров, относиться к ним нужно так же серьезно, как к Кавказу или Альпам, – говорит научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея Лидия Любославова. – Зимой здесь точно так же сходят лавины, и вообще – горы есть горы.

Просто они не такие высокие. Наша цель – гора Лысая. Чтобы подняться на нее, не требуется специального снаряжения, но маршрут все равно достаточно сложный. Сотрудники Жигулевского заповедника вообще-то не в восторге оттого, что на Лысую постоянно лезут туристы – это практически граница заповедника. Но поскольку объект очень интересный – там и легендарный Петров камень, и остатки древнего городища раннежелезного века, – махнули рукой…

Любопытных названий на Самарской Луке немало. Что значит – Могутовая? От слова «могучий»? Почему же так и не назвали? Некоторые историки считают, что слово это вообще может быть не славянского происхождения. Тысячелетиями через эти края проходили самые разные племена, смешиваясь и кровью, и легендами. Многих народов давно уже нет, и языка их никто не помнит, а названия, данные ими, остались. Вот, например, поселок Моркваши, в сторону которого мы движемся. По одной из версий, на одном из финно-угорских языков это слово означает «шумящая вода». Именно финно-угры считаются одними из коренных здешних народов, конкретно – мокшане. Прижились чуваши и русские. А вот татары, точнее, их предки булгары, в свое время эти места покинули. Кстати, название русского села Отважное, которое позже поглотил Жигулевск, происходит не от слова «отвага» в смысле «удаль», а от слова «отвадить» в смысле «прогнать»…

А НА ПРАВОЙ СКАЛЕ – ПРОФИЛЬ СТАЛИНА…

Жигулевские горы – настоящий природный музей. Отвесные склоны Могутовой в некоторых местах обнажены, и видно, что Жигули в разрезе похожи на слоеный пирог – словно неведомый богатырь перетащил и сложил друг на друга каменные плиты. Древними морями наши горы полностью затоплены никогда не были. Последнее, Акчагыльское море, здесь было 25 миллионов лет назад. Не дошел до здешних мест и ледниковый катаклизм. Поэтому Жигули стали настоящим убежищем для многих древних видов животных и растений. Состоят наши горы в основном из известняков и доломитов, образовавшихся в далеком геологическом прошлом на дне теплых морей. В тех местах, где они открыты, можно видеть отпечатки и окаменелости древних морских организмов, возраст которых исчисляется сотнями миллионов лет. Если внимательно смотреть под ноги на волжском берегу, обязательно обнаружишь рано или поздно камень с отпечатками неведома морского зверя. Нам вот практически сразу попалась глыба с отпечатавшимися в нем веточками-«иглами» морской лилии – это животное обитало в начале ордовика (один из периодов палеозойской эры). Ну а уж белемнита («чертова пальца» – окаменелой раковины древнейших моллюсков треугольной формы) до сих пор нет в коллекциях, наверное, лишь самых нелюбопытных горожан.

Достопримечательность северо-восточного хребта Могутовой горы – расположенные рядом утесы под общим названием Два Брата. По местным преданиям, полюбили эти братья когда-то одну девушку, и каждый поклялся, что скорее превратится в камень, чем уступит ее другому. Вот и сбылось заклятье. А еще говорят, что когда-то осыпалась здесь вершина горы и раскололась на два камня. Под более крупным из них, к лесной стороне, был схоронен некий есаул, а с ним зарыт богатый клад: «Не так давно его рыли, и он дался. Следы раскопок еще не сгладились».

Это легенды, а вот свидетельства недавнего исторического прошлого: в начале 50-х годов, во время строительства ГЭС, на ближайшей к утесам скале был нарисован портрет Сталина. Потом взорвали эту скалу. И сколько не ищи теперь обломка с изображением усов или трубки «вождя народов», уже не найдешь.

Зато, если как следует приглядеться, заметишь на вершине ближнего к Морквашам утеса белоснежного каменного козла. Местные жители, правда, считают его оленем. Лет десять назад кто-то из дачников (до сих пор не признаются, кто) решил украсить макушку утеса этим скульптурным сооружением. По скалистым уступам (высота здесь метров 150) можно подобраться к нему вплотную. Вблизи, увы, памятник таким сияющим уже не выглядит – изрисован всякой ерундой. Однако вид через оленьи рога на Волгу, плотину и Моркваши отсюда очень хорош. Даже Жигулевские ворота разглядеть можно. А также – Лысую гору, которая расположена прямо напротив.

ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ

К ведьминым шабашам Лысая гора никакого отношения не имеет. Свое название она получила потому, что обращенный к Волге ее склон порог густым лесом, а противоположный – гол, как сокол. Сидя на вершине Лысой горы в начале весны, можно побывать в двух временах года сразу: с одной стороны уже вовсю будут цвести подснежники, с другой – лежать глубокие сугробы.

Примерно на середине западного склона находится утес Сокол, он же Петров Камень – живописная скала с плоской вершиной, сложенная известняком, которая круто обрывается к северу. Почему утес назван Соколом, неизвестно. А вот с Петром ситуация яснее будет. Как говорит народная молва, во время одного из своих путешествий по Волге на пути в Персию (поход 1722 года) Петр I посетил наши края и сделал остановку в селе Моркваши. Поднялся на Лысую гору и оставил на утесе Сокол собственноручное граффити: «1722. Шкипер Петр». Сейчас-то нет уже этой надписи, но как следует из все той же народной молвы, проверять эту байку на Лысую гору лазили и Илья Репин, и художники братья Григорий и Никанор Чернецовы, зарисовывающие виды наших мест. Они-то в своих дневниках и написали, что нашли следы Петрова автографа и даже смогли его прочесть.

Со времен Петра I утес не одно столетие размывался дождями, разрушался морозами и ветрами, часто разбирался на камни для изготовления извести. Но легенды и предания не дают покоя любопытным и снова зовут в дорогу. Предупреждаем – забраться на Лысую гору не так-то просто: снизу она почти отвесная, лезть придется, как человеку-пауку. Потом полегче станет: множество каменных уступов образуют ступеньки, здесь уже можно идти в полный рост.

Другая достопримечательность Лысой горы – расположенные выше Петрова камня остатки древнего городища.

– Примерно три тысячи лет назад на Самарской Луке жили племена так называемой белогорской культуры, – рассказывает Лидия Любославова. – Впрочем, как называли эти люди себя сами, на каком языке говорили и даже как они выглядели, неизвестно. Предположительно, это были финно-угорские племена, предки мордвы – скорее всего европеоидного типа с чуточкой «монголоидинки». Недалеко от села Подгоры, в районе горы, очень похожей на Лысую, в свое время были найдены первые артефакты этой культуры – от «белой горы» и пошло ее условное название. Городищ – мест, где они жили – на Самарской Луке было найдено всего десять, и оказалось, что все они похожи: крутые скалистые горы недалеко от воды. Ученые предполагают, что сами поселки находились у подножия гор (здешнее, скорее всего, погребено под Морквашами), а наверху у них были укрепления – обычно три линии валов и рвов. С укрепленного гребня горы они сбрасывали на ползущих по ее склонам врагов камни, лили кипяток…

Найти здесь сейчас черепок белогорской керамики, железный наконечник стрелы или золотую женскую сережку уже не получится – археологи давно все выкопали. Но представьте, каким внушительным было это укрепление, если оно не исчезло спустя три тысячи лет!

Тени забытых предков давно не бродят по Лысой горе. Только ветер, зеленое море сосен на склонах соседних вершин и Волга, раскинувшаяся во всю ширь. Хищная птица парит над этим простором, и город, который отсюда как на ладони, кажется таким неласковым и скучным…

 

Елена САФРОНОВА, газета "Волжски Автостроитель" от 09.08.2008

наверх