На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

тольятти

352 подписчика

тольятти -город надежды (окончание)

Попасть на работу через кадровое агентство ничуть не проще. На сайте одного из кадровых агентств Тольятти указан адрес в жилом доме по улице Степана Разина, но оказалось, что кадровики уже переехали. Впрочем, и офис в новом здании тоже закрыт, а телефоны оператором не обслуживаются. «Кругом кадровые агентства, пользы от них никакой.

Они деньги берут и пропадают. Я в пяти кадровых агентствах зарегистрирован», – говорит Александр.

С ЗАВОДА НА ГЭС

В поисках работы некоторые тольяттинцы готовы переехать куда угодно. Павел работает в прессовом цехе на «АвтоВАЗе». Попадет под сокращение или нет, он пока не знает, но на прошлой неделе уже ездил с другом на север. Получили предложения и сейчас их обдумывают. Другие не стали дожидаться сокращения и сами уволились. «Четыре человека с соседнего цеха сорвались – уехали на заработки в Москву», – говорит Павел. Его коллега Денис слышал, что набирают людей на одной из сибирских ГЭС, и собирается устраиваться туда.

Но не все готовы к переезду. Алексей Зуйков стоит на бирже и уезжать пока не торопится, хотя надежды на работу мало. «Мне предлагали работу в Сызрани. Но машина у меня старая, мотаться надо каждый день, я уже не молодой», – сетует Зуйков. Но подумав, добавляет: «Хотя, может быть, и придется, жизнь заставит».

Проректор Тольяттинского государственного университета Александр Солдатов говорит, что кризис заставил многих осесть в городе. Теперь у людей просто не хватает денег. Работы везде стало меньше, оплачивать проживание в других городах по силам не всем. Выпускник ТГУ Александр Черняев, хотя и не смог найти работу по специальности – инженера по охране труда, уезжать из родного города тоже не планирует. Он решил открыть свою фирму по оказанию услуг голосовой связи через интернет.

«На бирже мне предложили вакансию, но там необходим стаж 15 лет, при этом зарплата 8000 рублей. Я не хочу за такие деньги работать, не для этого я заканчивал университет», – возмущается Черняев. По его словам, на их курсе мало кто – порядка 10 – 20% – смог найти работу, но немногие и уехали из Тольятти. На вопрос о том, какое будущее ждет город, Черняев, как и многие, ответил: «Уверен, ВАЗ будет работать, от него не откажутся, что-нибудь сделают».

  Прямая речь «Кризис на «АвтоВАЗе» не отразился на востребованности технических специальностей» Проректор по учебной работе Тольяттинского государственного университета Александр Солдатов
о трудоустройстве выпускников:

У нас достаточное количество договоров с предприятиями. К примеру, «АвтоВАЗ», «Тольяттикаучук», «КуйбышевАзот», компания «Трансформатор» и другие. Кроме того, на нашем сайте есть информация для студентов и выпускников, как устроиться на работу. На сегодняшний день у нас около 80% выпускников-очников трудоустроены.

Конечно, хотелось бы, чтобы «АвтоВАЗ» жил. Но в городе есть и другие предприятия, которые также связаны с изготовлением и производством деталей, ремонтом автомобилей. У нас есть химические предприятия. Кроме того, множество мелких компаний, которые занимаются тем же ремонтом автомобилей. Все это в радиусе менее ста километров.

Работа по трудоустройству начинается вестись уже с третьего курса. Заведующие кафедр заключают договоры на прохождение практики. Выполняются научно-исследовательские работы по заказам предприятия. Работодатели уже имеют возможность оценить уровень знаний потенциальных работников. Помимо этого, традиционно в работе ГАК порядка 26% членов комиссий – работодатели, и не только из Тольятти. Это и представители компаний из Москвы, Питера, Самары, Сызрани. Кроме того, часть дипломных работ выполняется под руководством практиков.

Президент РФ нам разрешил организовывать малые предприятия на базе университета. Работа в этом направлении уже начата. Примеры есть, но это в основном технические и сервисные предприятия. Когда мы обзванивали своих выпускников, чтобы узнать, трудоустроились они или нет, то очень многие говорили, что они частные предприниматели. И работают они в Тольятти.

Проблемы возникают у гуманитарной группы выпускников. Они не могут найти работу, либо она очень низко оплачивается. Но гуманитарное направление испытывает трудности по всей стране, не только в городе. Некоторые из выпускников идут переучиваться, некоторые повышают квалификацию. То есть нет такого, чтобы люди сели и сложили ручки.

о приеме студентов в кризисный период:

Если поразмышлять, то кризис сыграл, может быть, и положительную роль для вуза. Уже не каждый родитель сможет обеспечить проживание своего ребенка в столице, поэтому они переориентируются на внутренние вузы, которые находятся в Тольятти. Это видно и по росту числа заявлений, поданных в этом году. А ЕГЭ у нас реализуется уже не первый год, поэтому для нас это не было чем-то новым. Все нормально прошло.

На сегодняшний день картина по приему осталась у нас практически в тех же цифрах, что и в том году. При этом заявлений было подано значительно больше. По прошлому году – 3870 заявлений, в этом году – 4773 заявления. «Бюджет» мы закрыли еще в первую волну, но после зачисления были объявлены вторая и третья волна зачислений. Поэтому несколько человек, уже зачисленных в ТГУ на коммерческой основе, подали на отчисление в связи с тем, что попали на бюджетные места в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. Точно сказать сложно, сколько студентов перетекло в другие вузы, но заявлений около двадцати я подписал.

У нас подавали заявления и на гуманитарные, и на технические, и на педагогические специальности. Значительного перевеса в ту или иную сторону нет. Может, специфика города еще сказывается. У нас техническое образование ценится. Есть сокращенные программы обучения после колледжей, а колледжи у нас, в основном, технические, поэтому они продолжают обучение в ТГУ дальше. Только на сокращенную форму обучения к нам зачислено порядка тысячи абитуриентов, а, как правило, это именно технические специальности. Конструкторско-технологическое направление, автохозяйство, технология машиностроения, сварка – эти специальности наиболее популярны.

Даже кризис на «АвтоВАЗе» не отразился на востребованности технических специальностей. В принципе, все запросы распределяются равно. Единственное, экономические специальности по-прежнему популярны у абитуриентов. Там пропорция бюджетных и платных мест составляет 30% на 70%. Если говорить о технических специальностях, то там уже 60% бюджетников, 40% платников. Но на экономические специальности идут в основном девушки, а парни выбирают техническое направление.

о платных студентах:

Платные студенты есть. Есть программа образовательных кредитов со «Сбербанком». Единственное, еще не прописан полностью порядок предоставления кредита банком. Приказ есть, а как им воспользоваться? На сегодняшний день 2 – 3 человека приходили подписывать заявления, чтобы им предоставили такой кредит. Но процедура для банка пока не ясна, какие-то нюансы еще не прописаны. Это уже не в нашей компетенции. Это банк. То, что такая возможность есть, – мы сообщаем ребятам. Это, скорее, поддержка не столько для поступающих, сколько для тех, кто заканчивает вуз, учится на пятом – шестом курсе. Если шестой курс – то это заочники. С работой у некоторых из них могут быть проблемы. Например, «АвтоВАЗ» уже лихорадит от сокращений. Кредит актуален для тех, кто хочет сменить место работы, изменив после окончания ТГУ направление своей профессиональной деятельности. Банк позволяет делать отсрочку по погашению основного долга.

Мы стали идти навстречу студентам и предоставлять рассрочку. Они платят не всю сумму за семестр или год, а помесячную оплату. Раньше такое было, но это были индивидуальные случаи. Таким образом, в месяц студент платит за обучение порядка 3000 – 5000.
 

ВСЕ БОЛЬШЕ ПЕШЕХОДОВ

Доходы упали, и каждый экономит, на чем может. «Если раньше я могла купить продукты про запас и брала в магазине, что захочу, то сегодня составляю список, прежде чем выйти из дома, чтобы ничего лишнего не купить», – говорит штамповщица «АвтоВАЗа» Анна Перова. Теперь тольяттинцы сначала обходят все магазины и только потом делают выбор. Анна уже не покупает картофель на рынке около дома, потому что знает, что в магазине через две остановки он на три рубля дешевле. Зато в рационе появились новые блюда. Многие в Тольятти в этом году усердно работали на дачах, готовили запасы на зиму.

У некоторых нет денег даже на проезд в общественном транспорте. Может, и воздух скоро станет чище, смеется председатель профсоюза «ТольяттиКаучука» Владимир Жильченко: «Я в начале 90-х ходил пешком полтора часа до работы и обратно, потому что денег не было. Сейчас я вижу то же самое. Постепенно город становится городом пешеходов и велосипедистов».

Снижение доходов отразилось и на оплате коммунальных слуг. «Все платежи упали практически на 15 – 18%, – отмечает Прохоров из ЖЭК №14. – Есть те, кто никогда не платил, а есть те, у кого не шибко большие неплатежи, но они растут». Растет и задолженность по кредитам, многие набрали их в 2007 – 2008 годах. К соседке Алексея Зуйкова недавно пришли судебные приставы: она должна за мобильный телефон 7000 рублей. Многие занимают у друзей и родственников, лишь бы расплатиться с банками. По словам директора департамента развития местного «ФИА-банка» Максима Калинина, физические лица относятся к платежам ответственно.

ВСТРЕЧИ У ФОНТАНОВ

Хотя многие предприятия в городе связаны с «АвтоВАЗом», пострадали не все. Некоторые городские компании продолжают участвовать в благотворительных программах, хотя и урезали бюджеты, говорит исполнительный директор фонда «Тольятти» Борис Цирульников. Кризис не отразился на юридических компаниях. Елена Павлова работает консультантом по гражданскому, жилищному, трудовому праву. «Стало гораздо больше разбирательств по трудовым вопросам. Число обращений возросло раза в два или в три», – говорит она. Многие пытаются вернуть невыплаченную по сокращению штата зарплату.

В наибольшей безопасности сейчас бюджетники. Жена Олега – водителя-испытателя с «АвтоВАЗа» – работает учительницей в средней школе, и если его уволят, то кормить семью, скорее всего, придется именно ей. А сына Олег пытается устроить в милицию: пусть там платят всего 8000, но зато будет уверенность в завтрашнем дне.

Молодежь вообще не очень беспокоится из-за происходящего в городе. Они по-прежнему встречаются по вечерам у пустующих фонтанов возле Дома культуры и творчества «АвтоВАЗа». Олег вспоминает, что и его поколение не сильно расстраивалось во времена перестройки. Каждый верил, что ему – море по колено.

Екатерина Чекмарева
наверх