На АвтоВАЗе всегда процветали «серые» схемы сбыта автомобилей
Фото: ИТАР-ТАСС
Работники АвтоВАЗа готовы защищать свои рабочие места с оружием в руках
Руслан Горевой
Министерство промышленности и торговли признало бесполезной дальнейшую господдержку АвтоВАЗа. В аппарат правительства направлено предложение уволить половину сотрудников автогиганта – 50 тыс.
человек из 100 тысяч. Между тем АвтоВАЗ – градообразующее предприятие, и люди, которых собираются сократить, попросту не найдут другой работы – можно только догадываться, какими способами они станут зарабатывать на жизнь. Рабочие не доверяют профсоюзам и грозят массовыми волнениями. Ходят слухи, что в Автоград уже направлены несколько спецподразделений МВД, которым поставлена задача предотвратить разрушительные последствия выступлений недовольных рабочих. Сами рабочие считают, что уличных боёв со стрельбой не избежать, и собираются оказать спецназовцам организованное сопротивление. Оружие у них есть: долгое время Тольятти был одной из бандитских столиц России, пистолетов и автоматов в лихие 90-е здесь скопилось предостаточно. Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, насколько далеко готовы зайти рабочие и те, кто собирается применить против них силу.
На 10 ноября намечено заседание правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Будут решать, как быть с АвтоВАЗом. На этом же заседании окончательно решат и судьбу рабочих. Однако, судя по всему, банкротства предприятию не избежать: эксперты Минпромторга уверяют, что реструктуризировать 86,2 млрд. рублей долга на рыночных условиях нереально.
Партнёр – концерн «Рено» – не заинтересован в развитии завода, а значит, на помощь французов рассчитывать также не стоит. Поддержит правительство предложения Минпромторга или нет – вопрос открытый, но очевидно следующее: масштабных сокращений уже не избежать, а это, безусловно, приведёт к самым непредсказуемым последствиям.
Из заслуживающих доверия источников поступает информация: на 700 тыс. жителей города могут приходиться десятки тысяч оружейных стволов. Естественно, нелегальных, нигде не зарегистрированных. Богатые домашние арсеналы, впрок забитые огнестрельным оружием, достались тольяттинцам в наследство от тех, кто участвовал в четырёх вазовских войнах, длившихся с начала 90-х и закончившихся примерно три-четыре года назад.
…стволы, находящиеся в Тольятти на руках, отнюдь не страшилка. И они вполне могут выстрелить. Спецназовцам и тем, кто их отправляет подавлять народные волнения, следует об этом помнить…
Оружие местным бандформированиям шло потоком из воюющей Чечни: один из преступных кланов, занимавшийся «серым» сбытом автомобилей, курировался чеченцами, тесно связанными с боевиками. Несколько лет назад задержать партию оружия в несколько сотен или даже тысяч пистолетов или автоматов для местных правоохранителей было обычным делом. Так что
стволы, находящиеся в Тольятти на руках, отнюдь не страшилка. И они вполне могут выстрелить. Спецназовцам и тем, кто их отправляет подавлять народные волнения, следует об этом помнить.
В МВД, впрочем, никак не комментируют слухи о том, что из Перми, Самары и Подмосковья в Автоград отправлены спецподразделения. Возможно, надеются, что с волнениями удастся разобраться без участия представителей силовых структур, не применяя силу. Зачем нервировать и без того взвинченных рабочих, которые со дня на день ждут массовых увольнений и ломают голову, чем бы заняться в городе, полностью замкнутом на производственный цикл ВАЗа?
В администрации завода подтверждают: Минпромторг действительно настаивает на сокращении половины рабочих, и вся надежда на правительство, которое каким-то чудом сможет спасти и завод и людей. Но в том-то и дело, что у правительства нет чёткой программы спасения автогиганта. Эксперты даже считают, что федеральные власти вынуждены в который раз идти на поводу у руководства предприятия, именно по причине отсутствия чёткой реформаторской программы.
Впрочем, антикризисную программу предложил сам АвтоВАЗ. Правда, в документе больше самокритики, чем конструктивных предложений: собственная дилерская сеть названа «неэффективной», экспорт – «заброшенным», а восприятие марки – «неудовлетворительным». Авторы антикризисной программы признают, что предприятие «ориентировано на собственные возможности, а не на потребности рынка». Скорее уже не на возможности, а на собственные нужды! Но в остальном эксперты правы: у завода «высокий уровень постоянных затрат» и «издержки вспомогательных подразделений». Для решения проблем заводу нужно 70 млрд. рублей помощи, которые он рассчитывает получить путём докапитализации компании, в том числе с участием партнёров из «Рено». В российском правительстве также считают, что французский собственник должен участвовать в выводе АвтоВАЗа из кризиса, в противном случае его доля в компании может быть уменьшена за счёт других акционеров.
Ознакомившись с предложениями АвтоВАЗа, первый вице-премьер Игорь Шувалов провёл совещание с руководством предприятия, в ходе которого были озвучены некоторые интересные цифры. По итогам текущего года общий долг АвтоВАЗа составит 83,96 млрд. рублей, в том числе 25 млрд. – долг «Ростехнологиям» по беспроцентной ссуде. Автозавод планирует операционный убыток в размере 35,7 млрд. рублей. На 1 января 2010 года долговая нагрузка АвтоВАЗа составит 76,3 млрд. рублей без учёта долга 9,76 млрд. рублей перед поставщиками. Но если руководство АвтоВАЗа публично признаёт, что предприятие выпускает плохие автомобили и неэффективно по основным пунктам, как оно собирается платить по счетам?
Шувалов заявил без обиняков, что знаком со многими нелестными экспертными оценками, в том числе с аналитическим письмом экспертов «ВТБ Капитал» Елены Сахновой и Владимира Беспалова, высказавших предположение, что заявления топ-менеджмента АвтоВАЗа о возможном банкротстве предприятия не что иное, как лёгкий способ оказать давление на правительство. И задал прямой вопрос: где гарантии, что предложенные заводом меры на сей раз сработают, чего раньше ни разу не было?
Вопрос повис в воздухе. А ровно через неделю после этой беседы из Перми в Самару выехали первые подразделения вооружённого спецназа.
Минпромторг, настаивающий на масштабных сокращениях, аргументирует свою позицию следующим образом. Нынешняя численность заводского персонала – 100 тыс. человек – рассчитана на выпуск 660 тыс. автомобилей в год. Но есть ли смысл выпускать столько автомобилей, если за девять месяцев текущего года реализовано от силы 250 тыс. машин? Сохранение нынешней численности сотрудников приведёт к необратимому ухудшению финансового состояния и поставит под сомнение возможность существования предприятия вообще. Завод же готов сократить порядка 5,5 тыс. человек. И точка.
«Руководство АвтоВАЗа нас не слышит и даже не делает вид, что хочет услышать, – сообщил корреспонденту «Нашей Версии» высокопоставленный представитель Минпромторга на правах конфиденциальности. – Они настроены снова выбить деньги у правительства, это единственное, что они хорошо научились делать. Но господдержка развращает, не давая возможности действовать по обстоятельствам, поощряя к бездействию и откровенному паразитированию. Что значит реструктуризация долга в 76,3 млрд. рублей без учёта почти 10-миллиардной задолженности перед поставщиками? Уже само наличие такого долга означает, что у АвтоВАЗа присутствуют все признаки, предусмотренные законодательством о банкротстве. Ответственно могу заявить, что реструктуризация такой баснословной суммы попросту нереальна».