На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

тольятти

352 подписчика

«АвтоВАЗ»: Nomen est omen Надо бы поручить придумать новое название города тем самым 4 997 сотрудникам, которым суждено оказаться за воротами проходной

Так вот об именах, которые знак. Итак, что мы имеем? «Имя есть знак» – именно так дословно переводится латинская пословица, в которой отразилось свойственное античной мысли представление о предопределённостичеловеческой судьбы желаниями богов. Последние играют людьми, но иногда посылают им всевозможные знаки.

Задача человека, особенно человека мудрого, разгадывать эти знаки и верно следовать своей судьбе.

То, что имя, даваемое ребёнку родителями, может как-либо повлиять на всю его последующую жизнь, мысль не вполне чуждая и нашему, более чем просвещённому веку. Но, может быть, имена имеют власть не только над людьми, но и над творениями их рук? «Как назовут корабль, так он и поплывёт» …

Возникла у меня эта простенькая аллюзия по совсем тривиальному поводу: очередной вести, поступившей от лежащего на боку гиганта отечественной индустрии, – новое руководство «АвтоВАЗа» официально сообщило о предстоящей в декабре волне массовых сокращений.

Хорошо известное коварство памяти заключается в том, что она играет со своей владелицей как кошка с мышкой: подлавливает в самый неподходящий момент – то за рулём, то на лекции. Но это к слову…

ТАК ВОТ, ОБ ИМЕНАХ, КОТОРЫЕ ЗНАКИ 

Сейчас, наверное, не каждый и вспомнит, что место обитания нашего автогиганта – город Тольятти, звалось до 1964 г. иначе: Ставрополь официально и Ставрополь-на-Волге (для различия с другим Ставрополем) неофициально. Переименован же город был по не слишком радостному поводу: кончине в августе того самого года в Крыму, где он находился на отдыхе, долголетнего лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

Почему для поминовения этого большого друга СССР был избран именно Ставрополь – доподлинно неизвестно.

Но когда в 1966 г. выбиралась площадка для строительства в Советском Союзе с помощью концерна «Фиат» автомобильного завода, не знакомое ли (знаковое?) имя, обретённое скромным волжским городом двумя годами раньше, стало камешком, брошенным на весы? Тем более, что для такого решения имелся и некоторый контекст: благодаря своим разветвлённым и непростым связям в итальянском истеблишменте покойный Тольятти сыграл немаловажную роль в налаживании экономических связей двух стран.
А теперь спросим: не определило ли это решение и всю последующую судьбу зачатого в недрах ЦК КПСС автомобильного ребёнка?

Для этого заглянем в биографию Тольятти. Она являет собой неплохой сюжет для фильмов самого разного жанра. Всё тут было: и работа в подполье, и гражданская война в Испании, и тюрьма во Франции, и министерское кресло в Риме, и покушение, едва не ставшее смертельным, и предательство, и любовь (как свойственно темпераментным итальянским мужчинам – даже и коммунистам – далеко не одна)…

Но в этой череде событий был один эпизод, который вполне тянет на роковой для нынешнего «АвтоВАЗа» знак. Как раз незадолго до смерти Тольятти написал письмо, адресованное руководству КПСС, появившееся – вот они извилистые нити, которые плетёт неугомонная Клио! – под заголовком «Памятная записка» в газете «Правда» в сентябре 1964 г.

В этом своём письме, оказавшемся едва ли не последними строками в долгой биографии Тольятти, он, если называть вещи своими именами, позволил себе усомниться в сокровенном: так ли всё верно сделали советские товарищи, правильной ли дорогой они сами идут и понуждают по ней же идти своих коммунистических братьев и сестёр? Среди прочего усомнился он и в верности экономической политики, проводимой в Москве: несколько туманно, но всё же позволил себе намёк на то, что и в капиталистическом рынке есть свои плюсы, не может пролетарское государство всё и вся здесь предусмотреть, надо бы и человеку предоставить минимум инициативы. (Недаром многие его итальянские коллеги по партии одновременно были и успешными бизнесменами).

ИТАК, ЧТО МЫ ИМЕЕМ?  

 

С одной стороны, усомнившийся в своём идеале (во всяком случае, в советском исполнении) и вскоре скончавшийся «столп» мирового комдвижения (конечно, последнее чистой воды совпадение: просто сердце старого коммуниста не перенесло общения с артековскими пионерами – последней предсмертной встречи Тольятти в Крыму).

С другой стороны, завод-гордость советского автомобилестроения, который после достаточно долгой и, не будем скрывать, до поры и времени успешной (в советских пределах) жизни, мучительно борется за выживание в неумолимых волнах постсоветского рынка, к тому же некстати вздыбленных заморским штормом.

Нет, это, конечно, всё мистика и сплошное суеверие. Мало ли кому и что померещится. Нечего на ночь читать всяких там эко и, тем более, вспоминать (прости, Господи!) лекции по научному коммунизму…

И всё же: может быть, переименовать город Тольятти? И поручить придумать новое название хотя бы тем самым 4 997 сотрудникам, которым суждено, согласно приказу президента ОАО «АвтоВАЗ» Игоря Комарова «Об оптимизации численности руководителей, специалистов и служащих», к середине декабря 2009 г. оказаться за воротами проходной, когда-то «выведшей их в люди»?

Право слово, ведь и греки, и римляне иногда изрекали вполне разумные, хотя с точки зрения информационной экономики, и весьма странные мысли…

Ольга Ойнер
наверх