На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

тольятти

352 подписчика

Эксперимент над первоклашками

Почти два месяца пять школ Тольятти осваивают стандарт второго поколения для начальной школы. Пока это только первые шаги, накопление первого опыта. Когда затевается очередной эксперимент на ниве образования, каждый раз как-то внутренне напрягаешься: а вдруг опыт не удастся? Не навредит ли это детям?

Поэтому попытаемся разобраться, в чем суть нововведения.

Говоря о новых стандартах, для начала постараемся понять, что же такое образовательный стандарт вообще. Согласно определению, это нормы и требования, определяющие минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений (ОУ), а также требования к обеспечению учебного процесса. Госстандарт – это те рамки, в пределах которых государство гарантирует доступность и бесплатность общего образования. Поэтому появление стандартов второго поколения такая обсуждаемая тема. Ведь так или иначе это коснется всего общества. Со временем стандарты второго поколения придут в общее образование повсеместно.

Задачи и размах модернизации российского образования пока трудно оценить в полной мере. Но вдумайтесь: за основу концепции новых стандартов их разработчики взяли главную миссию системы образования – формирование гражданской идентичности как условия укрепления российской государственности. Школа должна измениться по сути, как социальный институт.

Впрочем, сейчас все только начинается. И пока непонятно, как масштабные задачи реформаторов решаются конкретными образовательными учреждениями, вступившими в эксперимент.

Что же фактически происходит сейчас в начальной школе? Насколько изменилась жизнь первоклашек, их родителей и учителей с началом эксперимента? Об этом мы беседуем с заместителем директора школы №93 Натальей Владимировной Назиной.

В школе разработана и принята основная образовательная программа начального общего образования. Это основа нормативно-правовой базы эксперимента. В свою очередь за основу программы была взята концепция духовно-нравственного развития, разработанная Министерством образования и науки РФ.

Принципиальное отличие состоит в том, что воспитание и обучение связываются в одно целое. «Часто бывает так, – говорит Наталья Владимировна, – что воспитательный момент урока уходит на второй план. Новая программа возвращает нас к мысли, что мелочей в уроке нет. И духовно-нравственное развитие необходимо на всех уроках – и на математике, и на чтении, и на других».

Вот тут мы подобрались к тому, в чем же изменилась работа учителя. На первый план выходит такое понятие, как универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность разных способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Но для начала учитель сам должен хорошо представлять, что это такое. Например, умение ставить цели. Раньше учитель сам, готовясь к уроку, определял, какие цели он будет ставить. Сейчас у него задача научить ребенка ставить цель урока, планировать свою работу. И цель урока ставится вместе с учениками. Наталья Владимировна привела конкретный пример: «Раньше учитель говорил примерно следующее: дети, сегодня мы познакомимся с цифрой 6. Сейчас он должен подвести ребят к мысли, что на уроке будет изучаться новая цифра. И они должны сами захотеть узнать, что же это за цифра такая – 6. На уроке будет создаваться проблемная ситуация, для решения которой детям требуются новые знания. Причем умение ставить цель должно переноситься на любой вид деятельности ребенка».

Систематической работы по формированию универсальных учебных действий раньше учитель не проводил. «И это большая проблема для нас, педагогов, – говорит Наталья Назина, – мы сейчас сами еще в этом не до конца разобрались. В городе, в области не было организованной подготовки учителей в этом направлении. Поэтому мы сами искали себе партнеров и нашли их в лице ООЦ «Школа». Если говорить вообще о подготовке учителей к введению стандартов второго поколения, то она все-таки была. Учителя выезжали в Самару на семинары и на курсовую подготовку. И надо сказать, что это очень помогло. Учителей научили составлять новые программы по предметам».

Второе главное новшество – в стандарте прописано не только чему ученик научится, но и чему он получит возможность научиться. Правда, как это будет оцениваться, пока не очень понятно.

Большое внимание в новых стандартах уделяется межпредметным связям – не формальным, как зачастую было раньше, а истинным. Хотя это кажется очевидным – ребенок должен грамотно писать не только на уроке русского языка, но и на математике, природоведении и так далее. На практике же учитель на уроке природоведения оценку за ошибки в словах не снижал и акцента на этом не делал. Проверяться установленные межпредметные связи будут особо. Например, проводится контрольная работа по литературному чтению, где фиксируются знания русского языка, математики и других предметов. Появляется новая для нас комплексная оценка знаний детей, результатов обучения.

«Объем знаний не увеличился, – говорит Наталья Владимировна, – нагрузка осталась такой же, изменилась сама работа учителя. В декабре появится список новых учебников, рекомендованных для работы в начальной школе по стандартам второго поколения. Пока пользуются старыми. Но уже сейчас учитель должен содержание этих учебников преподносить так, чтобы у ребенка сформировать универсальные учебные действия, заложенные в программе».

Но изменения в учебном плане произошли, и довольно существенные. В нем появилась вторая часть – внеурочная деятельность. Количество часов, отводящихся на отдельные предметы, осталось прежним – двадцать часов в неделю. Зато по внеурочной деятельности появились дополнительные десять часов в неделю, представленные различными направлениями – художественно-эстетическим, физкультурно-оздоровительным, общеинтеллектуальным, социальным, проектной деятельностью. Дети занимаются в различных секциях, студиях, которые определили для них родители. Важный момент: эти часы финансируются государством, так как они являются частью госзаказа и нового стандарта образования.

Рассказывает Наталья Назина: «Родители выбирали виды внеурочной деятельности добровольно. Кто-то выбрал не в полном объеме, а кто-то – все десять часов. Совсем отказавшихся от дополнительного образования не было, а тех, кто взял меньше десяти часов, – по два-три человека в каждом классе. Эти дополнительные занятия проходят в школе во второй половине дня, после того как пройдет обед и прогулка группы продленного дня, примерно с 13.30-14 часов. Расписание занятий составлено так, чтобы они не пересекались, чтобы дети могли посетить разные группы. У нас в школе наибольшей популярностью пользуется курс «Азбука общения», предложенный психологом. Здесь дети, используя различные игровые ситуации, предметы, материалы для творчества, учатся взаимодействовать, общаться, выражать свои эмоции».

Кстати, для учителей начальной школы внеурочная деятельность – это возможность дополнительного заработка, так как часы оплачиваются, причем по коэффициенту большему, чем предметные. Но для того чтобы ребенок пришел на занятия, надо предложить интересную программу. То есть создается определенная конкуренция, в которой участвуют и педагоги дополнительного образования. Введение этих дополнительных оплачиваемых часов, как считает директор школы №93 Александр Родионов, в конечном итоге в корне изменит всю систему дополнительного образования. Потому что уже сейчас, имея внеурочную деятельность, первоклашки пошли не в учреждения допобразования, а остались в своей же школе. Занятия спланированы удобно, никуда не надо ребенка возить, дети посещают эти занятия со своими одноклассниками.

Учителя 93-й школы к вступлению в очередной эксперимент отнеслись спокойно. «Не бывает и года, – говорит Наталья Назина, – чтобы мы чего-то новое не осваивали. Новые стандарты – это необходимость, но которая работает на развитие самих же учителей. Причем к введению стандартов второго поколения сейчас готовятся все учителя школы, а не только начальное звено. В конце года от нас ждут анализа реализации программы в первых классах».

В заключение хочется успокоить всех родителей младших школьников словами Александра Родионова: «Стандарты второго поколения – это прогрессивные изменения. Это шаг вперед в образовании».

Ирина Хавронич

наверх